Выделенное 

Туризм как сфера экономической деятельности

4

Всем хорошо известно, что туристская отрасль может быть экономически целесообразной. В некоторых странах она в значительной мере формирует государственный бюджет. В наших публикациях мы уже говорили об этом и приводили, в частности, успешный опыт организации туризма в Испании в его социальном варианте. Речь шла о том, что на государственном уровне было принято решение о предоставлении существенных льгот для пенсионеров «серебряного возраста» (мобильных, проявляющих интерес к путешествиям,сохранившим здоровье) воспользоваться возможностью отдыха на туристских объектах в период межсезонья. Ранее эти объекты были законсервированы и их владельцы вынуждены были нести расходы по их содержанию (охране, перманентному ремонту и др.). Эти объекты предоставили на период межсезонья в распоряжение пенсионеров и картина кардинально изменилась.

Гостиницы, пансионаты, дома отдыха снова стали полноценно работать. Одновременно оживился малый бизнес – торговля,изготовление сувениров, питание, частный извоз, экскурсионная деятельность и др. Это оказалось настолько востребованным, что было принято решение распространить эти льготы и на пенсионеров из соседних стран.

В нашей стране все по-другому. В советское время отдых трудящихся был в ведении профсоюзов, руководил всем Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС. В управлении профсоюзов были пансионаты, дома отдыха, транспорт. Сотрудники имели полный соц. пакет и все госгарантии. При дотировании профсоюзных организаций стоимость путевок для трудящихся была минимальной, а иногда такие путевки предоставлялись и бесплатно, например, передовикам производства. Это касалось не только отдыха на стационарных базах, но и активных путешествий по туристским маршрутам. Функционировала система (сеть) межрегиональных туристских маршрутов.

К сожалению, эта отлаженная система при наступлении рыночной экономики развалилась первой. Инфраструктура и другие материальные объекты стали достоянием их руководителей.

Позднее были попытки государства возродить систему отдыха в туристско-экскурсионном формате, но уже в коммерческом варианте. Создавались профильные министерства, экскурсионные бюро, агентства и другие структуры, однако, на сегодняшний день эта отрасль выглядит очень бледно, если оценивать затраты бюджетных средств и эффект деятельности, в первую очередь, в социальном варианте.

Здравый смысл и опыт говорят о том, что исполнителями и организаторами туристской деятельности должны быть частно (общественно) - государственные структуры, в том числе социально ориентированные НКО. В становление их деятельности вложены значительные частные средства организаторов, они обладают профессиональными кадрами, опытом, инфраструктурой, транспортом, туристским инвентарем и выполняют свою миссию с душой и интересом. Об этом говорил и Президент нашей страны. Однако до сих пор нет не только системы, но и массовых примеров частно-государственного партнерства в туристской сфере.

Почему рассматривается частно(общественно) – государственный альянс? Ответ простой – без государственной поддержки туризм не сможет стать социальным, а будет или простым потребителем бюджетных средств, как гос. учреждения, сугубо коммерческим, как частный сектор, или вечными охотниками за грантами, как НКО.

Чтобы не быть голословными приводим некоторые результаты наших достижений. В городе Осташкове на частные средства в сотрудничестве с Московской торгово-промышленной палатой построен Дом путешественника. На его стенах создан Пантеон славы педагогов-путешественников (более 20-ти мраморных плит). Во взаимодействии с туристским коллективом городского Дома творчества сформирован молодежный актив. На берегу озера много лет при участии и поддержке Государственного опытного охотничьего хозяйства «Селигер» разворачивается полевой лагерь рейнджеров-волонтеров, охраняющих природный заповедник и обеспечивающих на условиях самоорганизации, самообслуживания и самообеспечения активный отдых семей с детьми. Разработаны программы развития туризма на Селигере. Постоянными партнерами являются Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения, Федерация спортивного туризма России, Клуб любителей внедорожных путешествий ((Немодный клуб). В наших планах создание в пустующем здании закрывшегося финансового колледжа нового колледжа Экологии и туризма с перспективой его преобразования в колледж-ВУЗ. Согласованы вопросы перспективного сотрудничества с авторитетными педагогическими и научными кадрами и профильными московскими НИИ и ВУЗами. А пока - по берегам озера разбросано более ста гостевых домов, по озеру занимаясь частным извозом, курсируют катера, над озером летают частные дельтапланы, идет бойкая торговля рыбой, дарами леса, сувенирами. И у всего этого нет рачительного хозяина. Но, как гласит народная мудрость – свято место пусто не бывает. Местная церковь развивает свою инфраструктуру – строит новые объекты, тяготеющие к работе с молодежью.Районная власть сосредоточена на решении насущных хозяйственных задач, таких как ремонт набережной, оборудование тротуаров и др. Все это, безусловно, нужно и важно, но без поддержки местной власти общественная инициатива не выживет. Молодежь будет уезжать на учебу в большие города и навсегда покидать Осташков, леса будут продолжать вырубаться, маленькие деревни исчезать.

Мы готовы содействовать развитию туризма в Селигерском крае, организации работы с молодежью, мы открыты для общения и сотрудничества и предлагаем свои наработки, чтобы туризм стал полноценной отраслью экономики и для всей страны. К сожалению, утрачены традиции меценатства и поддержки социальной инициативы, а ведь есть богатые и влиятельные люди, которые могут оказать действенную помощь в реализации наших планов и идей, основанных на принципах сотрудничества и частно-государственного партнерства. 

Управление персоналом: настоящее и будущее, соврем...
От технологического аудита до проектного инжинирин...
 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Guest
23.01.2022

By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to http://www.prompolit-press.ru/

 

  we@rosinstitut.ru
       +7 499 464 5655

©2021 Промышленная политика. Все права защищены.

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения.