Свыше 50 млн россиян дышат загрязненным воздухом, из них 3,3 млн человек проживают в 18 городах с очень высоким уровнем загрязнения. Официальная статистика такова, но по мнению ряда экспертов, это не означает, что она точная. Специалисты раскритиковали существующую систему мониторинга состояния атмосферного воздуха и назвали еще массу проблем, которые не решаются и не позволяют улучшить состояние окружающей среды в российских регионах, сохранить здоровье людей и повысить качество их жизни.

Счетная палата России, проведя мониторинг исполнения федеральной программы «Чистый воздух», сделала неутешительные выводы. Их озвучил аудитор Михаил Мень. Начать стоит хотя бы с того, что, по словам Меня, специалисты выявили «недостаточную обоснованность выбора мероприятий», да и список городов, где реализуется проект, вызвал множество вопросов: таких муниципалитетов 12 по всей стране, хотя в реальности городов с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха не менее сорока.

Два года подряд наблюдается низкое исполнение расходов по проекту «Чистый воздух». Как сообщил Михаил Мень, в связи с этим уже в 2019 году финансирование программных мероприятий было сокращено, в 2020-м расходы также снижены на 65% от запланированных ранее, в 2022 году снижение ожидается на 60%. При таких подходах, отметил аудитор, «очень высокий уровень загрязнения останется во всех городах реализации программы».

Неутешительные выводы делает и глава Росприроднадзора Светлана Радионова. Она не только подтвердила существенное сокращение расходов (со 102 до 30 миллиардов рублей), но и заявила, что вряд ли государство сможет заставить бизнес вложить свои 437 млрд рублей в улучшение экологии российских городов. «Это деньги, которые компании (крупный бизнес) должны вложить в 12 городах, которые были вовлечены в проект. Это длинный инвестиционный цикл. Но мы не смогли перенастроить ситуацию таким образом, чтобы экология воспринималась как новая экономика, — констатировала Радионова. — Мы имеем ситуацию, когда инвестиционные программы могут быть в любой момент пересмотрены, и мы ничего сделать не сможем: тот, кто уже начнет модернизацию, может, не остановится, а кто пока не начинал реализовывать инвестиционные проекты, возможно, и не будет этого делать, и у нас никакого инструмента влияния на них нет».

Иначе говоря, те почти 440 млрд внебюджетных рублей, которые федеральные чиновники запланировали на борьбу за чистый воздух, имеются только на бумаге. Никто ни сегодня, ни завтра не может гарантировать, что эти деньги будут вложены реально.

По словам Светланы Радионовой, чтобы улучшить качество атмосферного воздуха в городах, нужно хотя бы иметь точную информацию о текущей ситуации. Между тем государственный экологический мониторинг далеко не идеален. Никто на сегодня не может с уверенностью сказать, сколько и каких источников вредных выбросов имеется в стране. Соответственно, если нет объективной информации, о каком достижении показателей может идти речь.

Другой серьезной проблемой в России Светлана Радионова называет отсутствие методик определения экологического вреда. Существующие штрафы мизерные, и это один из факторов, которые не позволяют надзорным ведомствам работать эффективно по устранению нарушений: предприятиям ничего не стоит заплатить небольшую сумму в качестве штрафа и не предпринимать никаких действий для снижения вредных выбросов в атмосферу. Бывают и другие ситуации, когда в день проверки предприятия вдруг проводят ремонт оборудования, делают «плановую» остановку производства и т. д. Все это, считает Радионова, опять же, идет от общей концепции: экономика первична. Кстати, тезис подтверждается и решением о приостановлении проверок бизнеса в период пандемии, запрете внеплановых проверок. «Проблема в том, что мы не рассматриваем территорию в комплексе. Предприятия (каждое в отдельности) входят в свои нормативы, а в целом территория не входит. Каждый источник у нас рассматривается отдельно, а сводных нет. Люди же дышат на всей территории. Поэтому нужна инвентаризация, но ее проведение займет длительное время, — отметила Светлана Радионова. — Кроме того, надо прекратить торговаться и принять методику расчета ущерба атмосферному воздуху».

Впрочем, по мнению председателя комитета Госдумы по природным ресурсам Николая Николаева, говорить нужно не только о промышленных предприятиях. Они, конечно, серьезно влияют на состояние атмосферного воздуха, однако в России есть 400 населенных пунктов, которые каждый год дышат угарным газом от лесных пожаров. Да и вообще Николаев считает, что, говоря о лесных пожарах, пора переходить на другие оценочные категории: вычислять ущерб не только по утраченной древесине, но и по объему выделяемых в результате пожаров загрязняющих веществ, которые наносят вред и населению, и природе.

Еще один источник грязного воздуха в городах — это автомобильный транспорт. За последние годы наиболее серьезную трансформацию всей транспортной системы провели власти Москвы. На улицах города сократилось количество автомобилей, соответственно увеличился пассажиропоток в общественном транспорте. При этом, по словам эксперта Михаила Блинкина, «никто не воюет против автомобилистов», как никто и не запрещает иметь личный автомобиль. И все-таки процесс деавтомобилизации идет со скрипом. «Уговорить автомобилиста отказаться от поездки на автомобиле с периферии в центр сложно», — отметил Блинкин.

Почему проект «Чистый воздух» забуксовал, рассказал участникам дискуссии первый замминистра природных ресурсов Денис Храмов. По словам чиновника, это «самый тяжелый и самый сложный с точки зрения реализации» проект. «Мы никогда раньше не решали задачу такой сложности», — заявил Храмов.

Причем ранее такой «самой сложной частью» нацпроекта «Экология» чиновники Минприроды называли проект «Чистая страна» — ту самую мусорную реформу, которая тоже забуксовала, и забуксовала серьезно.

Напомним, на данный момент в проект «Чистый воздух» включены 12 городов: Красноярск, Братск, Магнитогорск, Липецк, Медногорск, Нижний Тагил, Норильск, Новокузнецк, Омск, Челябинск, Чита и Череповец. К 2024 году объемы выбросов в атмосферу в этих муниципалитетах должны быть снижены на 20%.

http://magazine.fedpress.ru/экология-или-экономика-федеральная-п/